• Главная
  • Новости
  • Эксперты обсудили вопросы оздоровления муниципальных финансов

Новости

Члены Коллегии Минфина Карелии подвели итоги реализации программ оздоровления муниципальных финансов за 2017 год, отметили положительный опыт и недостатки, а также определили направления работы для повышения сбалансированности местных бюджетов. 

Мини

     В 2017 году для осуществления бюджетной консолидации всеми органами местного самоуправления использовался такой инструмент, как программы оздоровления муниципальных финансов. Утверждение программы на 3 года являлось одним из условий предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

     Основным показателем программ является бюджетный эффект, который должен быть выражен в увеличении доходов бюджета или повышении эффективности расходов бюджета. По итогам 2017 года совокупный бюджетный эффект от исполнения программ оздоровления (не считая мероприятий по привлечению средств межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов) составил 679 млн. рублей, что на 4% больше планового показателя. Мероприятия по увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов обеспечили бюджетный эффект в 336 млн. рублей (план перевыполнен на 27%). Основной вклад в достижение эффекта обеспечили меры по повышению собираемости доходов – в первую очередь, это деятельность комиссий по мобилизации доходов, в результате работы которых сумма погашенной задолженности по платежам составила 162,1 млн. рублей. Также органами местного самоуправления совместно с органами власти республики и правоохранительными органами реализованы мероприятия по легализации теневой занятости, консолидированный эффект от которых в виде увеличения поступления НДФЛ составил 69 млн. рублей. Дополнительный бюджетный эффект обеспечен за счет претензионно-исковой работы.

     С превышением плановых значений исполнены мероприятия по увеличению поступлений от муниципального имущества и земельных участков. Основной эффект (более 75%) обеспечили меры по установлению обоснованных размеров ставок аренды имущества и земельных участков, платы за наем жилых помещений. Также в рамках данного направления были реализованы меры по изъятию непрофильного и неиспользуемого муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений и предприятий, для его дальнейшей сдачи в аренду или реализации, проведению муниципального земельного контроля.

Климочкин

     В рамках земельного контроля в 2017 году органами местного самоуправления проведено 143 проверки, по результатам возбуждено 44 дела об административных правонарушениях, 23 лица привлечено к административной ответственности.

     Бюджетный эффект от мероприятий по повышению эффективности расходов по итогам года оказался не достигнут – 251 млн. рублей или 78% от плановых показателей.

     Расходы на муниципальное управление в соответствии с программами снижены в 2017 году на 33,3 млн. рублей.

     Также в рамках мероприятий по сокращению расходов на управление на местном уровне в 2017 году были реализованы решения о передаче исполнения полномочий администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, на районный уровень в Калевальском, Кемском, Олонецком, Питкярантском, Суоярвском районах. Бюджетный эффект от данных мероприятий носит пролонгированный характер.

     Значительный бюджетный эффект (132,5 млн. рублей) был запланирован органами местного самоуправления от мероприятий по повышению эффективности работы бюджетной сети. Это мероприятия по реорганизации учреждений (как юридическое объединение, так и размещение «под одной крышей»), централизация обеспечивающих функций, интенсификация труда в соответствии с целевыми показателями дорожных карт в социальной сфере, оптимизация расходов, не направленных на непосредственное оказание услуг гражданам. Высвободившаяся численность работников составила 2,7%.

     Уровень долговой нагрузки на бюджеты муниципальных районов и городских округов по итогам 2017 года снизился с 72 до 70 процентов.

     Грищенк

     В 2018 году в целях повышения сбалансированности местных бюджетов на региональном уровне предусмотрены меры по усилению ответственности органов местного самоуправления за итоги реализации программ оздоровления финансов.

     В целях оказания методологической помощи органам местного самоуправления Минфином Карелии разработан Типовой план мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов.

Органам местного самоуправления предложено в 2018 году сконцентрировать усилия на следующих основных направлениях работы:

  • развитие собственной налоговой базы, в том числе, за счет тех инструментов поддержки, которые реализованы на региональном уровне с привлечением средств федерального бюджета: это ТОСЭР, поддержка малого и среднего предпринимательства, фермерских хозяйств, организаций в сфере туризма;
  • обеспечение собираемости доходов в соответствии с нормами, установленными законодательством, то есть меры по легализации теневой занятости, обеспечению уплаты налогов организациями в бюджеты территорий, на которых они фактически осуществляют свою деятельность, вовлечение в налоговый оборот неучтенных объектов имущества;
  • приведение расходов на содержание органов местного самоуправления в соответствие нормативным;
  • нормирование в сфере оказания муниципальных услуг с оптимизацией расходов, направляемых на содержание персонала, не участвующего в их предоставлении;
  • централизация обеспечивающих функций учреждений и органов местного самоуправления (ведение бухучета, закупки, материальное обеспечение);
  • оптимизация объема потребления коммунальных услуг;
  • в целях обеспечения оптимизации расходов на обслуживание долга помимо повышения эффективности взаимодействия с кредитными организациями рекомендовано тщательно подходить к составлению кассового плана и для повышения ликвидности единого счета бюджета использовать остатки на счетах бюджетных и автономных учреждений.

     В марте Минфином Карелии совместно с финансовыми органами будет проведена работа по согласованию и доработке проектов программ оздоровления муниципальных финансов. Муниципалитетам рекомендовано принять до 1 мая дорожные карты с детализацией механизмов реализации мероприятий программ, установлением контрольных сроков их осуществления и ответственных исполнителей.

     В качестве меры стимулирования органов местного самоуправления по повышению качества формирования и реализации программ оздоровления Министерством финансов Республики Карелия планируется включить соответствующие показатели в ежегодно проводимую оценку качества управления финансами.

     До 1 августа 2018 года финансовые органы муниципалитетов разработают и направят в Министерство финансов Республики Карелия проекты Основных направлений долговой политики муниципального района (городского округа) на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов, которые должны включать мероприятия по снижению долговой нагрузки, в случае превышения у муниципального района (городского округа) показателя отношения объема муниципального долга к годовому объёму собственных доходов муниципального бюджета уровня 50%.

     Участники заседания также обсудили различные аспекты управления муниципальным долгом.

     В обсуждении вопросов повестки дня приняли участие доктор экономических наук, профессор, преподаватель ФГБОУВО «Петрозаводский государственный университет» Михаил Рудаков, заведующий лабораторией теоретической и прикладной экономики Института экономики и права Петрозаводского государственного университета, председатель Совета Ассоциации «Сообщество финансистов Карелии» Александр Колесов, Министр финансов Республики Елена Антошина, заместитель Министра Александр Грищенков и руководители отделов и управлений Министерства.

   Члены коллегии

     Предложения членов Коллегии будут включены в протокол заседания.

Министерство финансов Республики Карелия

0Не нравится0