Новости

Уловки «социальных инженеров»: как распознать мошенников

Банк России осуществляет мониторинг и реагирование на киберугрозы в кредитно-финансовой сфере, а также принимает меры по борьбе с мошенничеством в сфере финансовых услуг. Одной из наиболее распространенных схем хищения денег, совершенного дистанционным способом, в том числе и в Карелии, является «звонок сотрудника банка». Неизвестный звонит, представляется сотрудником банка или службы безопасности банка и сообщает, что зафиксирована попытка несанкционированного списания денег со счета, или осуществляются иные подозрительные операции. При этом к вам могут обратиться по имени – мошенники нередко используют данные (фамилию, имя, отчество, номер телефона), которые сами пользователи публикуют на своих страницах в социальных сетях.

Есть основные признаки того, что по телефону с вами разговаривает мошенник. Собеседник активно использует ваше чувство страха («Ваша карта заблокирована», «Вы можете потерять деньги», «Ваши данные украдены» и т.д.). Собеседник давит на желание «легких» денег («Пройдите опрос и получите вознаграждение/компенсацию/ выплату/очень выгодные условия по вкладу»). Еще один признак того, что вас пытаются обмануть: не давая опомниться и посоветоваться с близкими, от вас требуют быстро принять решение и действовать – сообщить данные вашей карты, продиктовать код из смс, осуществить перевод на якобы безопасные счета, установить на свой телефон мобильное приложение. В противном случае вам угрожают потерей денег.

Подобные методы психологического воздействия на человека с целью получения необходимой информации называют социальной инженерией. По данным Банка России, около 70% совершенных в 2019 году несанкционированных денежных операций связаны с использованием именно таких приемов. Если человек сам сообщил мошенникам свои персональные данные, банк не обязан их компенсировать. В прошлом году обманутые клиенты банков смогли вернуть лишь седьмую часть потерянных денег.

«Настоящий сотрудник банка никогда не будет запрашивать у вас код из смс или pin-код, номер банковской карты или код проверки подлинности карты (три цифры на оборотной стороне карты). Банку эта информация не нужна. Вас никогда не будут торопить – даже если банк действительно зафиксировал попытку несанкционированной операции с вашего счета, он имеет право приостановить эту операцию на срок до двух суток. Поэтому главный совет один: если вам поступил такой звонок – просто прекратите разговор и положите трубку. Если хотите удостовериться, что с вашим счетом все в порядке, наберите номер вашего банка – сделайте это вручную (важно не делать обратных звонков по входящему номеру, чтобы вновь не оказаться на связи с мошенниками), и уточните интересующую вас информацию», — пояснил управляющий Отделением Банка России в Карелии Вадим Чекан.

В 2019 году Банк России направил на блокировку более 13 тысяч телефонных номеров, используемых мошенниками.
0Не нравится0